Посёлок Архара Амурской области:
Архара (ударение на последний слог) — посёлок городского типа на территории Амурской области. Является административным центром Архаринского района а так-же городского поселения «Рабочий посёлок Архара». Кроме того, в состав посёлка входят станция Архара, село Бон и станция Журавли. Железнодорожная станция Архара (на фото выше) расположена на 8079 км — 8081 км Транссибирской магистрали и является самой западной станцией Дальневосточной железной дороги.
Посёлок находится в 230 км к юго-востоку от Благовещенска, в трёх километрах от правого берега реки Архары. А также в 30 км от места впадения реки Архары в Амур. Восточнее Архары, на расстоянии 8 километров от посёлка, проходит автомагистраль Р297 «Амур» (Чита — Хабаровск).
Рядом с посёлком расположен основанный в 1978 году ботанический памятник природы «Зелёная зона посёлка Архары». Из других достопримечательностей имеется краеведческий музей, филиал Современной гуманитарной академии, районный дом культуры, профессиональное училище, три обычных и одна музыкальная школы, взрослая и детская библиотеки, довольно интересная железнодорожная библиотека, стадион, а также детская спортивная школа.
В Архаре расположена администрация Хинганского заповедника. В посёлке активно развивается религиозная жизнь: Идёт строительство православного храма «В честь новомучеников и исповедников Российских», действует приход Русской Православной церкви. Кроме того имеются церковь баптистов и приход церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня
История Архары :
В древние века территория вокруг нынешней Архары была населена эвенками, якутами, бурятами, маньчжурами, о чём говорят топонимы данной местности. Своё имя посёлок получил от названия реки Архара, что в свою очередь в переводе с эвенкийского состоит из двух слов: Слово «ари» означало «протока меж озёр», а слово «хара» обозначало «жилище». Есть и другой перевод, с якутского. Существует и вторая версия, связанная с двумя словами уже на якутском языке: «арыы» — масло, «хара» — чёрный, это в итоге должно указывать на присутствие выходов нефти в бассейне реки Архара, что имеет подтверждение на практике. Существует и третья легенда: о том что название населённому пункту дал генерал-губернатор Приамурья Гондатти (1860—1946), в честь места рождения первого генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьёва-Амурского (1809—1881). Генерал-губернатор Муравьёв-Амурский Николай Николаевич был родом из Архангельска, который в простонародье архангелогородцы называют Архара.
Современный поселок основан в 1911 году как станция Транссибирской железнодорожной магистрали. Изначально был создан «План уезда дачи поселка городского типа Архара», который был утвержден приамурским генерал-губернатором 6 декабря 1911 года. Первоначальный план строительства посёлка и благоустройства его окрестностей был создан инженером Залевским. Отвод земли под строительство был проведен в 1912 году землемером Амурской партии по образованию переселенческих участков в Амурской области Смолкиным. Разбивку жилой зоны на местности произвел землемер Вишневский. Именно эти люди стояли у истоков строительства современной версии посёлка.
06.12.1911 года является днём основания и начала строительства станции Архара. Непосредственно строительство началось в 1912 году, в первоначальной версии, по плану инженера Залевского, общая площадь поселка равнялась 6719,9 десятинам, в том числе удобной для земледелия – 4875, 2 десятины.
С 19.05.1891 года по 05.10.1916 года строительство посёлка неразрывно связано со строительством Транс-Сибирской магистрали. Транссиб начали строить одновременно из Владивостока и из Миасса. Официально открыл строительство Транссибирской магистрали цесаревич Николай Александрович 19.05.1891 года во Владивостоке. Он собственноручно отвёз тачку с землёй на полотно будущей железной дороги.
Изначально строительство станционных построек велось силами местных крестьян. Орудием труда были кирка и лопата. Жили они в землянках, работа была изнурительной, питание недостаточным. Поэтому крестьяне скоро подняли бунт. В итоге их со строительства убрали, а на их место пригнали каторжников.
Первое поселение на месте Архары:
Бараки для железнодорожников:
Одной из первых построек, которая дожила до наших дней, является водонапорная башня станции Архара. Башня до сих пор работает.
Здание вокзала в Архаре за всю историю посёлка полностью перестраивалось три раза.
Старый вокзал в Архаре:
Второе здание вокзала построили в 60-е годы 20 века. Около вокзала был небольшой парк, где было много цветов. В парке стоял памятник.
Второй вокзал в Архаре:
Сегодняшнее здание вокзала было построено в 2000 году
Новое здание вокзала в Архаре:
После революции, в июне – июле 1923 года был образован Архаринский сельский Совет. В 1925 году в связи с выделением Антоновского сельского Совета на территории Архаринского сельского Совета остались с. Архара и Журавлиная падь.
После образования в 1926 году Хингано-Архаринского района исполком сельского Совета подчинялся исполкому Хингано-Архаринского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
В связи с проведением выборов в местные Советы в 1939 году переименован в Архаринский сельский Совет депутатов трудящихся.
На 15 октября 1949 года Архаринский сельский Совет объединяет территорию с. Архара, Черноберезовской МТС, пищекомбината, зерносовхоз, ДОРУРСА, с. Бон, разъезд 777 км, Балластный Карьер, с. Антоновка, п. Дорожный.
29 мая 1950 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселение было отнесено к посёлкам городского типа.
При объединении Хингано-Архаринского, Бурейского и Завитинского районов в единый Бурейский район, часть территории Хингано-Архаринского района передана Завитинскому Горсовету (решение № 91 от 09.02.1963 г Амурского облисполкома).
При образовании вновь Архаринского района решением № 3 от 13.01.1965 г Амурского облисполкома пос. Архара включен в состав Архаринского района.
Решением Амурского облисполкома № 222 от 17.05.1978 года село Некрасовка ликвидировано. Решением Амурского облисполкома № 255 от 27.05.1980 года село Новоалексеевка ликвидировано. Таким образом на 1 июля 1988 года на территории Архаринского поселкового Совета народных депутатов находятся рабочий поселок Архара, железнодорожная станция Журавли, с. Бон.