Согласно статистике, поломка большинства прокатных валков вызывается как различными недоработками производителей, так и неправильной установкой, настройкой, чрезмерной выработкой калибров и подшипников, при перегреве или при внезапном охлаждении сильно разогретых валков.
Кроме того, причинами поломки могут быть:
- прокатка металла на сильно переточенных валках,
- прокатка металла имеющего неожиданно высокое сопротивление деформированию,
- чрезмерные обжатия,
- нарушения скоростного режима прокатки и настройки валков.
Сама поломка может произойти в различных местах - по трефу, шейке или бочке валка.
Если ломается бочка - то можно выделить два вида излома - прямой и косой.
Прямой излом возможен при перегреве вследствие недостаточного охлаждения водой, слишком быстром разогреве холодного валка или при сильно неравномерном перегреве в отдельной области. При этом перегретый валок нельзя резко охлаждать. Нередки случаи, когда допустив заметный перегрев бочки, сразу дают сильное охлаждение. В этом случае она может лопнуть даже на холостом ходу.
Излом от перегрева и излишне сильных обжатий одинаков, и чаще всего проходит почти строго посередине бочки перпендикулярно оси валка, являясь при этом очень ровным. Поэтому эти два случая различают по цвету и температуре в сечении излома. При перегреве цвет сечения излома голубоватый, а при пережатии голубоватый цвет отсутствует и температура в изломе сравнительно низкая.
Что касается неровных и косых изломов, они могут возникать из-за динамических ударов.
Такие поломки случаются при:
- неправильной укладке валков, например при значительном перекосе их в соседних клетях, когда валки испытывают неравномерные изгибы;
- низком качестве металла (в этом случае вина лежит на фирме осуществляющей производство валков);
- динамических нагрузках вызывающих скалывающие напряжения.
Нередко поломка валка происходит в результате «усталости» металла. Излом от усталости металла может произойти как по шейке, так и по бочке валка.